Для прессы

ГУМ: Главный Универсальный Магазин
пресс-релиз

В 2013 году ГУМ празднует двойной юбилей. Исполняется 120 лет с открытия нового здания Верхних Торговых Рядов архитектора Александра Померанцева и 60 лет с нового открытия ГУМ в 1953 году.

Верхние торговые Ряды были открыты 2 декабря 1893 года. Это был исключительный для Москвы и для России проект – на тот момент это был самый крупный пассаж Европы. Верхние Торговые Ряды сознательно делались как символ Новой Москвы. Они строились на традиционном месте московского торга, тут были бесконечные лавки, «полулавки», «четвертьлавки», и хотя на Красную площадь ряды выходили гордым классицистическим фасадом Осипа Бове, внутри это живо напоминало Большой базар Стамбула или Дамаска. Новые Ряды должны были стать самым модным и технически продвинутым европейским универмагом, но в «русском стиле».

В феврале 1889 состоялся конкурс на проект Рядов, который выиграл Александр Померанцев. Сейчас это кажется фантастическим, но через 4 года – после сноса старых рядов, после археологических раскопок, находки из которых были переданы в Исторический музей – Ряды были открыты. С полной отделкой, со стеклянными небесами Владимира Шухова, с собственной электростанцией, артезианской скважиной, с оптовой торговлей в подвальных этажах, с отделениями телеграфа, банка, ресторанами, парикмахерскими, выставочными залами и ателье.

Торжественное открытие Верхних торговых рядов состоялось 2 декабря 1893 года, здание открывал генерал-губернатор Москвы великий князь Сергей Александрович и великая княгиня Елизавета Федоровна. В тот момент это был магазин роскоши – шелковые и парчовые ткани братьев Сапожниковых, часы Михаила Калашникова - у него купили себе Patek Philippe Лев Толстой и Петр Чайковский, кондитерская Абрикосовых, парфюмерия Брокар.

В 1917 году торговлю закрыли, товары реквизировали, здесь расположился Наркомпрод Александра Дмитриевича Цюрупы, осуществлявшего отсюда политику «продовольственной диктатуры». В Рядах расположился склад реквизированного продотрядами и столовая для совслужащих.

В 1922 году Владимир Ленин решил, что политика «военного коммунизма» не даст возможности коммунистам удержаться у власти, провозгласил идею «длительного сосуществования капитализма и коммунизма», начал восстанавливать дипломатические отношения с Западом, и объявил НЭП – «Новую экономическую политику». Но сначала он решил попробовать это в Верхних Торговых Рядах и 1 декабря 1921 года подписал «Положение о Государственном Универсальном Магазине (ГУМ)». ГУМ стал символом НЭПа.

Сталин закрыл ГУМ в 1930-м году, сюда вселились министерства и ведомства. Он умер 5 марта 1953 года. Над его гробом его преемник Георгий Маленков выдвинул идею длительного сосуществования двух систем и снижения международной напряженности. Был вдвое уменьшен военный бюджет, началось усиленное развитие сельского хозяйства и легкой промышленности – все, что потом получило название «Нового курса» Никиты Хрущева. Но сначала это решили попробовать в ГУМе – он был реконструирован и открыт для публики 24 декабря 1953 года.

У ГУМа уникальная судьба – он открывался тогда, когда Россия поворачивалась в сторону людей, нормальной городской жизни, даже счастья. Мода в ГУМе, демонстрационный зал, пластинки в ГУМ’е, мороженое в ГУМ’е – все это стало московскими символами. И все это исчезало, когда мы поворачивали в другом направлении.

В 1993 году исполнилось 100 лет со дня основания ГУМ. Было разрешено открыть центральную дверь магазина, которая была заперта с 1930 года. Преобразилась Красная площадь – она теперь вновь место, где люди не только маршируют, а еще сидят в кафе, отдыхают, гуляют, наслаждаются Москвой.

ГУМ сегодня живет так, как он был когда-то задуман – идеальный торговый город Москва, будто бы проживший 120 лет своей жизни без потерь и катастроф. С 2007 года вновь радует посетителей фонтан в центре ГУМа — легендарное сооружение, запечатленное и в официальных хрониках ХХ века и в миллионах частных фотографий. Восстановлен легендарный кинозал, вошедший в историю отечественного кинематографа. На внешнем фасаде реализован уникальный проект иллюминации. С 2006 года на Красной площади открывается ГУМ-Каток, который сразу приобрел славу самой яркой ледовой площадки столицы. Мы возродили Гастроном N1, который когда-то создавал Анастас Микоян как практическое приложение к своей «Книге о вкусной и здоровой пище». И дизайном, и одеждой продавцов, и даже наличием в ассортименте некоторых классических товаров советской эпохи (например, чай «Три слона») Гастроном № 1 возвращает нас в 1950-60-е годы, хотя это, конечно, игра. По сути своей это магазин, способный удовлетворить гастрономические капризы самого взыскательного сегодняшнего потребителя. В той же советской стилистике выполнены Кафе «Фестивальное» и Столовая № 57. Кафе названо в честь фестиваля молодежи и студентов, прошедшего в Москве в 1957 году и собравшего 34 000 человек из 131 страны мира. Столовая № 57 — это классическая линия самообслуживания, идею которой Микоян подсмотрел в Америке в 1936, а смог реализовать только в эпоху оттепели. Правда, еда другая – тут теперь хорошая русская и европейская кухня.

ГУМ — не просто магазин, в котором можно купить практически все. Это целый торговый квартал, в котором есть и аптека, и филиал банка, и магазин цветов. Здесь представлены самые известные мировые бренды: Dior, Cartier, Hermès, De Beers, Escada, Louis Vuitton, Max Mara. ГУМ - это памятник архитектуры. Это комфортная зона отдыха с ресторанами и кафе. Это художественная галерея и место проведения культурных мероприятий. Это неотъемлемая часть российской истории. Это символ Москвы, и это самое близкое место к Кремлю, где вы можете чувствовать себя в Европе.

Загрузить документ
Пресс-релиз ОАО ТД «ГУМ»
~ 419 кб


GUM Trading House
press-release

In 2013 GUM celebrates its double anniversary. It accomplished 120 years from the day the Upper Trading Malls designed by architect Alexander Pomerantsev have been opened and 60 years since the GUM was reopened in 1953.

The grand opening of the Upper Trading Malls took place on December 2nd, 1893. It was an exclusive project for Moscow and Russia as for that time that was the largest arcade in Europe. The Upper Trading Malls deliberately were erected as a symbol of new Moscow. The edifice was built in the traditional area of Moscow commerce. There were large stalls, small and almost tiny stalls before. Though after the construction was completed, and the gorgeous classic façade of Osip Bove overlooked Red Square, the commerce inside resembled of the Grand bazaar in Istanbul or Damask. The new trading malls were intended to become the most fashionable and technically advanced European shopping mall, but in Russian style of course. The architectural bidding to implement the project was opened in February 1889 and the architect Alexander Pomerantsev won it. It seems fantastic now but the trading arcade had been opened four years only after the old trading malls were demolished, the archeological excavations were carried out and all finds were transferred to the Historical Museum. The inside decoration was fully completed, and even the glass roof designed by the architect Vladimir Shukhov has already illuminated the passages inside. There was own power plant, artesian well, wholesale on the basement floors, telegraph, bank, restaurants, barber’s, hairdresser’s, exhibition halls and atelier.

The solemn opening of the Upper Trading Malls took place on December 2nd, 1893. The Moscow Governor-General and Grand Duke Sergei Alexandrovich attended the opening with his consort Elizabeth Feodorovna. Those times the shopping mall offered luxury goods – silk and brocade fabrics of the brothers Sapozhnikov, watch store of Mikhail Kalashnikov, where Leo Tolstoy and Pyotr Tchaikovsky bought Patek Philippe watches, confectionary of the Abrikosovs, Brocard perfumery, etc.

In 1917 the commerce was stopped, goods confiscated and the People’s Commissariat for Food was located there. Alexander Dmitrievich Tsiurupa implemented the “food ration dictatorship” from there. The warehouse with goods confiscated by the food groups and the canteen for the Soviet Army was also situated in the trading malls.

In 1922 Vladimir Lenin decided that the policy of the military communism cannot give the communists an opportunity to maintain the power and declared the idea of a “prolonged coexistence of capitalism and communism”. He renewed the diplomatic relationship with the West and announced the NEP – New Economic Policy. First of all he decided to test that policy on the Upper Trading Malls and on December 1st, 1921 he signed the decree “On the State Universal Department Store”, what is GUM in Russian abbreviation. So GUM became a symbol of the NEP.

Joseph Stalin closed GUM in 1930 and located Ministries and different departments there. He died on March 5th, 1953. Above his coffin, the successor Georgy Malenkov put forward an idea that two systems have been coexisted too long and that the international tension must be decreased. Thus the military budget was cut twice and intensified development of farming and light industry began. That was later called the New Course of Nikita Khrushchev, but once again, first of all that development was tested on GUM, which was refurbished and opened to public on December 24th, 1953.

GUM has a unique history. It was opened when Russia started a new epoch, normal city life and even felt happy again. Fashion in GUM, Demonstration hall, records and ice-cream in GUM all became symbols of Moscow. And all those symbols vanished when the system changed.

In 1993 GUM celebrated 100th anniversary from the foundation date. It was allowed to open the central door of the department store, which was closed since 1930. Red Square also has a completely new look. It is again the place where not only military parades march, but where people can lounge in a café, have a rest, walk and enjoy Moscow.

GUM today operates as it once was conceived – a perfect department store in the perfect trading city of Moscow and it seems that those 120 years passed without any losses and catastrophes. Since 2007 the legendary fountain in the center of GUM again pleases visitors. It has been captured in the official chronicles of the twentieth century, and in millions of private photos. The legendary movie theatre is also restored, which entered the history of the national cinema. The outside facade features a unique illumination project. Since 2006 GUM-Skating rink opens every year in Red Square. It immediately won the glory of the main icerink of the capital. We have also reconstructed the grocery store named Gastronome # 1, which Anastas Mikoyan had created for that everyone could practice the theory from the famous culinary “Book of tasty and healthy food”. Its design, vendors’ uniform and even some classic products from the Soviet era in stock (such as black tea under "Three Elephants" brand) in the Gastronome # 1 store takes us back to the 50’s and 60’s. Of course it’s just a game. In fact this is a unique shop that can satisfy the most demanding culinary whims of today's consumer. The same style we can see in the Festival café and Canteen # 57 or Soviet-style restaurant. Café is named after the Festival of Youth and Students held in Moscow in 1957, which brought together 34,000 people from 131 countries. Canteen # 57 is a classic sample of self-service restaurants and Mr. Mikoyan discovered the style in America in 1936, but was able to make it come true only in the era of thaw. However, the food is quite different now. There is a good Russian and European cuisine.

GUM is not just a store where one can buy almost everything. It is a shopping district, where there is a pharmacy, bank branch and flower shop. The most well-known global brands such as Dior, Cartier, Hermès, De Beers, Escada, Louis Vuitton, Max Mara, etc. are presented here. GUM is a monument of architecture. It is a comfortable lounge area with restaurants and cafés. It is an art gallery and venue for cultural events. It is an integral part of Russian history. It is a symbol of Moscow, and it is the closest place to the Kremlin. But with all these things people can really feel here like in Europe.

Загрузить документ
GUM Trading House press-release
~ 482 kb
Фирменные логотипы ОАО ТД «ГУМ»

Основной логотип
JPG (RGB)
TIFF (CMYK)
EPS (CMYK)
CDR (CMYK)
Основной логотип (инверсия)
JPG (RGB)
TIFF (CMYK)
EPS (CMYK)
CDR (CMYK)
 
Дополнительный логотип
(русская версия)
JPG (RGB)
TIFF (CMYK)
EPS (CMYK)
CDR (CMYK)
Дополнительный логотип
(английская версия)
JPG (RGB)
TIFF (CMYK)
EPS (CMYK)
CDR (CMYK)

ФОТОГРАФИИ
Доступны в высоком разрешении для печати.
При использовании фотографий с сайта -
ссылка на Главный Универсальный Магазин обязательна.